Приоритетной целью государственной образовательной политики является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Одним из центральных направлений развития системы общего образования выступает формирование образовательных условий для повышения функциональной грамотности обучающихся. 

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания, способы деятельности для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. 

Создание условий для развития функциональной грамотности обучающихся в образовательных организациях предусмотрено федеральными государственными образовательными стандартами начального общего и основного общего образования, утвержденными в 2021 году. 

Оценка функциональной грамотности проводятся в рамках международного сравнительного исследования PISA по пяти видам грамотностей: (читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая грамотности, креативное мышление).

Национальным центром проведения исследований по модели PISA в Российской Федерации является ФГБУ "Федеральный институт оценки качества образования".  На сайте института можно ознакомиться с материалами исследования PISA.

Обучающиеся и их родители могут познакомиться с заданиями, которые используются для исследования по модели PISA  с помощью открытого Банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся.

Для использования Банка заданий в образовательном процессе для учителей создан специальный Интернет-ресурс.

В Красноярском крае оператором проведения исследований по модели PISA, а также организатором проведения краевых диагностических работ по читательской, естественнонаучной, математической грамотностям,  является КГКСУ «Центр оценки качества образования». С материалами исследований можно ознакомиться на сайте учреждения.

Методическую поддержку образовательных организаций в вопросах создания необходимых кадровых условий для формирования функциональной грамотности обучающихся оказывает Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (ИПК). В помощь специалистов в области управления и педагогов образовательных организаций, включенных в процессы формирования функциональной грамотности обучающихся, размещен информационный ресурс на сайте ИПК.

В Красноярском крае создан координационный совет по вопросу формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Красноярского края, разработан региональный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, на 2022/23 учебный год.