Особенности проведения государственной (итоговой) аттестации для учащихся с ОВЗ.
К обучающимся (выпускникам) с ограниченными возможностями здоровья относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды, лица, обучавшиеся в XI (XII) классе по состоянию здоровья на дому, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, находившиеся в лечебно-профилактических учреждениях более 4 месяцев).
Для указанной категории выпускников государственная (итоговая) аттестация может по их желанию проводиться также в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ). Особенности проведения ЕГЭ для выпускников с ограниченными возможностями здоровья регламентируются пунктами 5, 29, 34, 36 Порядка проведения единого государственного экзамена, утверждённого приказом Минобрнауки России от 24 февраля 2009 г. N 57 (зарегистрирован Минюстом России 26 марта 2009 г., регистрационный N 13600);
выбранные выпускником форма (формы) государственной (итоговой) аттестации и общеобразовательные предметы, по которым он планирует сдавать экзамены, указываются им в соответствующем заявлении.
Государственная (итоговая) аттестация проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены иные формы государственной итоговой аттестации. При этом допускается сочетание обеих форм государственной (итоговой) аттестации.
Количество экзаменов по выбору определяется выпускниками самостоятельно, для чего не позднее 1 марта текущего года они подают в образовательное учреждение заявление о сдаче экзаменов по выбору с указанием соответствующих общеобразовательных предметов.
Документы для прохождения государственной (итоговой) аттестации в форме государственного выпускного экзамена: заключение психолого-медико-педагогической комиссии или справка об установлении инвалидности, выданная федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
При проведении государственного выпускного экзамена для выпускников с ОВЗ обеспечивается соблюдение следующих требований:
- государственный выпускной экзамен проводится в отдельной аудитории (число участников – не более 12);
- при необходимости образовательное учреждение с учетом индивидуальных особенностей конкретного выпускника с ограниченными возможностями здоровья может организовать для него проведение государственного выпускного экзамена в другое время, а также по согласованию с родителями (законными представителями) на дому;
- продолжительность государственного выпускного экзамена увеличивается на 1,5 часа;
- при проведении государственного выпускного экзамена присутствует ассистент, оказывающий выпускникам с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, в частности, помогающий выпускнику занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором;
- выпускники с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи государственного выпускного экзамена пользоваться необходимыми им техническими средствами.
Требования к пункту проведения экзамена (ЕГЭ):
- Для участников ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья пункт проведения ЕГЭ должен быть оборудован с учетом их индивидуальных особенностей. Материально-технические условия проведения экзамена должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа участников ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов (при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже), специальных кресел и других приспособлений).
- При проведении экзамена присутствуют ассистенты, оказывающие участникам ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие участникам ЕГЭ с особыми образовательными потребностями занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание. Участники ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи экзамена пользоваться необходимыми им техническими средствами.
- Материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа выпускников с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов (при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже), специальных кресел и других приспособлений).
- Во время проведения экзамена для участников ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья в аудиториях может быть организовано питание и перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур.
Дополнительные требования при проведении ГВЭ в зависимости от категорий выпускников с ограниченными возможностями здоровья:
для слабослышащих:
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости выпускникам предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- текстовая форма инструкции по заполнению бланков;
для детей с тяжелыми нарушениями речи:
- текстовая форма инструкции по заполнению бланков;
для слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи:
- по их желанию государственный выпускной экзамен по всем общеобразовательным предметам может проводиться в письменной форме.
для слабовидящих:
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- в аудиториях для проведения экзаменов должно быть предусмотрено наличие увеличительных устройств для копирования в увеличенном размере бланков ЕГ;
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом (размер 16–20).
для выпускников, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:
- на сегодняшний день не требуется как-либо изменять процедуру экзамена. Единственное условие, необходимое для участия в ЕГЭ, — это размещение в аудиториях, находящихся на первых этажах пунктов приема экзамена;
- количество обучающихся в одной аудитории - не более 6 человек;
- ассистент, который может оказать помощь в фиксации положения в кресле, укрепить и поправить протезы и т.п
иные (диабет, астма, порок сердца, энурез, язва, сложные формы остеохондроза, сколиоза и др.):
- особых требований к оформлению КИМ, продолжительности экзамена, рабочему месту и т.д. нет.
Направления сопровождения
педагогическое:
- ознакомление учащихся с разными видами тестов;
- выработка алгоритмов выполнения тестовых заданий;
- систематическое использование тестовых заданий на разных этапах урока, на разных предметах и на мероприятиях;
- развитие общеучебных умений и навыков, необходимых для успешного выполнения тестовых заданий; ознакомление учащихся 11 классов с демоверсией по конкретному предмету;
- использование «кодификатора» и «спецификации» при подготовке учащихся к ЕГЭ;
- выработка алгоритмов выполнения заданий, аналогичных предложенным в КИМ;
- повторение фактического предметного материала за курс основной общей школы в объеме, требуемом КИМ;
- создание программ факультативных курсов по подготовке к ЕГЭ по общеобразовательным предметам.
психологическое:
Его осуществляют педагоги-психологи.
Необходимо учащимся 11 классов посещать занятия педагога-психолога с целью овладения приемами снятия психологического напряжения в период подготовки к экзаменам и их прохождения.
Среди внешних факторов, мешающих работе учащихся, выявлены:
- шум в аудитории;
- негромкий голос организаторов проведения ЕГЭ в аудитории;
- стук каблуков.
Рекомендации:
- объяснять правила заполнения бланков последовательно, четко и не спеша, чтобы облегчить учащимся понимание инструкции;
- акцентировать важные слова как способ привлечения и удержания внимания выпускников (использовать с этой целью такие приемы, как изменение темпа речи и интонирование);
- отвечать индивидуально (это поможет избежать шума в аудитории, так мешающего учащимся сосредоточиться на выполнении задания);
- давать ответы на все вопросы, заданные учащимися. Перед началом экзамена предупредить выпускников, на вопросы какого характера они могут получить ответ и на какие вопросы учитель не имеет права отвечать;
- своим поведением во время проведения экзамена показывать пример выпускникам: сдерживать свои эмоции;
- помнить о правилах эффективного общения;
- не использовать в общении с учащимися угрозы, критику, мораль, нравоучения, проповеди, высмеивание, уговоры.
социальное:
Родители как участники социального сопровождения поддерживают своих детей морально, материально.
Рекомендованы следующие формы работы с родителями:
- родительское собрание : «Как помочь ребенку готовиться к ЕГЭ?» (ведущие педагог-психолог и классный руководитель);
- ролевая игра: «Сдаем ЕГЭ»;
- общие рекомендации психолога для работы с родителями;
- «Мозговой штурм» на тему: «Чем я как родитель могу помочь своему ребенку?». Составление «копилки полезных советов».