Особенности  проведения государственной (итоговой) аттестации для учащихся с ОВЗ.

К обучающимся (выпускникам) с ограниченными возможностями здоровья относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды, лица, обучавшиеся в XI (XII) классе по состоянию здоровья на дому, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, находившиеся в лечебно-профилактических учреждениях более 4 месяцев).

Для указанной категории выпускников государственная (итоговая) аттестация может по их желанию проводиться также в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ). Особенности проведения ЕГЭ для выпускников с ограниченными возможностями здоровья регламентируются пунктами 5, 29, 34, 36 Порядка проведения единого государственного экзамена, утверждённого приказом Минобрнауки России от 24 февраля 2009 г. N 57 (зарегистрирован Минюстом России 26 марта 2009 г., регистрационный N 13600);

выбранные выпускником форма (формы) государственной (итоговой) аттестации и общеобразовательные предметы, по которым он планирует сдавать экзамены, указываются им в соответствующем заявлении.

—Государственная (итоговая) аттестация проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ).
—Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены иные формы  государственной итоговой аттестации. При этом допускается сочетание обеих форм государственной (итоговой) аттестации. —
Количество экзаменов по выбору определяется выпускниками самостоятельно, для чего не позднее 1 марта текущего года они подают в образовательное учреждение заявление о сдаче экзаменов по выбору с указанием соответствующих общеобразовательных предметов.

Документы для прохождения государственной (итоговой) аттестации  в форме государственного выпускного экзамена: —заключение психолого-медико-педагогической комиссии или справка об установлении инвалидности, выданная федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

При проведении государственного выпускного экзамена для выпускников с ОВЗ обеспечивается соблюдение следующих требований:

  • государственный выпускной экзамен проводится в отдельной аудитории (число участников – не более 12);
  • при необходимости образовательное учреждение с учетом индивидуальных особенностей конкретного выпускника с ограниченными возможностями здоровья может организовать для него проведение государственного выпускного экзамена в другое время, а также по согласованию с родителями (законными представителями) на дому;
  • продолжительность государственного выпускного экзамена увеличивается на 1,5 часа;
  • при проведении государственного выпускного экзамена присутствует ассистент, оказывающий выпускникам с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, в частности, помогающий выпускнику занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором;
  • выпускники с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи государственного выпускного экзамена пользоваться необходимыми им техническими средствами.

Требования к пункту проведения экзамена (ЕГЭ):

  • —Для участников ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья пункт проведения ЕГЭ должен быть оборудован с учетом их индивидуальных особенностей. Материально-технические условия проведения экзамена должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа участников ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов (при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже), специальных кресел и других приспособлений).
  • —При проведении экзамена присутствуют ассистенты, оказывающие участникам ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие участникам ЕГЭ с особыми образовательными потребностями занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание. Участники ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи экзамена пользоваться необходимыми им техническими средствами.
  • Материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа выпускников с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов (при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже), специальных кресел и других приспособлений).
  • —Во время проведения экзамена для участников ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья в аудиториях может быть организовано питание и перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур.

Дополнительные требования при проведении ГВЭ в зависимости от категорий выпускников с ограниченными возможностями здоровья:

для  слабослышащих:

  • обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости выпускникам предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
  • текстовая форма инструкции по заполнению бланков;

для детей с тяжелыми нарушениями речи:

  • текстовая форма инструкции по заполнению бланков;

для слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи:

  • по их желанию государственный выпускной экзамен по всем общеобразовательным предметам может проводиться в письменной форме.

для  слабовидящих:

  • обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
  • в аудиториях для проведения экзаменов должно быть предусмотрено наличие увеличительных устройств  для копирования в увеличенном размере бланков ЕГ;
  • задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом (размер 16–20).

для выпускников, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:

  • на сегодняшний день не требуется как-либо изменять процедуру экзамена. Единственное условие, необходимое для участия в ЕГЭ, — это размещение в аудиториях, находящихся на первых этажах пунктов приема экзамена;
  • количество обучающихся в одной аудитории - не более 6 человек;
  • ассистент, который может оказать помощь в фиксации положения в кресле, укрепить и поправить протезы и т.п

иные (диабет, астма, порок сердца, энурез, язва, сложные формы остеохондроза, сколиоза и др.):

  • особых требований к оформлению КИМ, продолжительности экзамена, рабочему месту и т.д. нет.

Направления сопровождения

педагогическое:

  • ознакомление учащихся с разными видами тестов;
  • —выработка алгоритмов выполнения тестовых заданий;
  • систематическое использование тестовых заданий на разных этапах урока, на разных предметах и на мероприятиях; —
  • развитие общеучебных умений и навыков, необходимых для успешного выполнения тестовых заданий; —ознакомление учащихся 11 классов с демоверсией по конкретному предмету; —
  • использование «кодификатора» и «спецификации» при подготовке учащихся к ЕГЭ; —
  • выработка алгоритмов выполнения заданий, аналогичных предложенным в КИМ; —
  • повторение фактического предметного материала за курс основной общей школы в объеме, требуемом КИМ;
  • создание программ факультативных курсов по подготовке к ЕГЭ по общеобразовательным предметам.

психологическое:

Его осуществляют педагоги-психологи.

Необходимо учащимся 11 классов посещать занятия педагога-психолога с целью овладения приемами снятия психологического напряжения в период подготовки к экзаменам и их прохождения.

Среди внешних факторов, мешающих работе учащихся, выявлены:

  1. шум в аудитории;
  2. негромкий голос организаторов проведения ЕГЭ в аудитории;
  3. стук каблуков.

Рекомендации:

  • объяснять правила заполнения бланков последовательно, четко и не спеша, чтобы облегчить учащимся понимание инструкции;
  • акцентировать важные слова как способ привлечения и удержания внимания выпускников (использовать с этой целью такие приемы, как изменение темпа речи и интонирование);
  • отвечать индивидуально  (это поможет избежать шума в аудитории, так мешающего учащимся сосредоточиться на выполнении задания);
  • давать ответы на все вопросы, заданные учащимися. Перед началом экзамена предупредить выпускников, на вопросы какого характера они могут получить  ответ и на какие вопросы учитель не имеет права отвечать;
  • своим поведением во время проведения экзамена показывать пример выпускникам: сдерживать  свои эмоции;
  • помнить о правилах эффективного общения;
  • не использовать в общении с учащимися угрозы, критику, мораль, нравоучения, проповеди, высмеивание, уговоры.

социальное:

Родители как участники социального сопровождения поддерживают своих детей  морально, материально.

Рекомендованы следующие формы работы с родителями:

  • родительское собрание : «Как помочь ребенку готовиться к ЕГЭ?» (ведущие  педагог-психолог и классный руководитель);
  • ролевая игра:  «Сдаем ЕГЭ»;
  • общие рекомендации психолога для работы с родителями;
  • «Мозговой штурм» на тему: «Чем я как родитель могу помочь своему ребенку?».  Составление «копилки полезных советов».